Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом (Конституция Российской Федерации).
Принцип участия граждан в осуществлении правосудия стал последовательно осуществляться в системе арбитражных судов начиная с 1995 года, когда в ст. 8 Федерального закона «О введение в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 5 мая 1995 года (СЗ РФ, 1995, № 19, ст.1710) было сказано, что Высший Арбитражный Суд РФ проводит эксперимент по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей. Срок проведения эксперимента устанавливался в 3 года
Второе законодательное «упоминание» об арбитражных заседателях содержится в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», где о них говорится наряду с народными и присяжными заседателями Так, в статье 1 этого Закона говорится о том, что судебная власть в стране осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей, при этом судебная власть является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В статье 5 Закона сказано, что судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции России и закону, и гарантии их независимости устанавливаются Конституцией и федеральным законом Значительную роль играют положения статьи 8 указанного Закона о том, что участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом; что требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом; что за время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.
Своеобразным подзаконным актом, на основе которого и проводился в арбитражных судов
России эксперимент по разрешению экономических споров с участием арбитражных заседателей, было Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, утвержденное постановлением Пленума Высшего" Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 1996 года с дополнениями от 20 марта 1997 года Особенностью данного государственного эксперимента являлось то, что он проводился локально, а не в масштабе всей страны — к его проведению были привлечены лишь 14 из 82 арбитражных судов субъектов Федерации Положением об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей было определено, что данный эксперимент направлен на создание условий для привлечения к осуществлению правосудия в арбитражных судах лиц, обладающих специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Итоги эксперимента свидетельствуют о том, что значительная доля судебных актов, принятых с участием арбитражных заседателей, оставлена вышестоящими судебными инстанциями без изменения Так, из числа дел, рассмотренных с участием арбитражных заседателей, в апелляционном порядке было обжаловано 14% судебных актов, в кассационном — 3,6% При этом в апелляционной инстанции отменено (изменено) 4,1% судебных актов к общему числу рассмотренных, в кассационной инстанции — 1,9%, в порядке надзора — 0,3%.
Эксперимент выявил и ряд недостатков, таких как слабая подготовленность заседателей к рассмотрению дел из субъектов Российской Федерации" от 30 мая 2001 года № 70-ФЗ В соответствии с этим законом арбитражные заседатели участвуют в осуществлении правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи
Закон предъявляет определенные требования к кандидатам в арбитражные заседатели. Ими могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Закон устанавливает и ограничения по кандидатурам арбитражных заседателей. Так, например, не могут быть арбитражными заседателями лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость; лица, замещающие государственные должности и выборные должности в органах местного самоуправления, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты; лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах
Срок полномочий арбитражных заседателей определен в 2 года, по истечении этого срока они могут быть назначены повторно. Закон предусматривает и основания приостановления и прекращения полномочий арбитражных заседателей, порядок их вознаграждения.
За участие в правосудия арбитражному заседателю выплачивается компенсационное вознаграждение пропорционально количеству рабочих дней в размере одной четвертой части должностного оклада судьи арбитражного суда.
Важное место в законе отведено гарантиям независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей Предусмотрено, что они, участвуя в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. На арбитражного заседателя, членов его семьи в период осуществления арбитражным заседателем правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» В соответствии с этим арбитражные заседатели по своему процессуальному положению и правомочиям практически не отличаются от арбитражных судей.
Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.
Списки арбитражных заседателей формируются арбитражными судами субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями, для последующего утверждения на Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Арбитражный суд Алтайского края не вошел в список судов, в которых проводился трехлетний эксперимент, поэтому работа по формированию списков арбитражных заседателей началась после вступления в законную силу Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» с 1 июня 2001 года. Арбитражным судом Алтайского края были направлены письма с предложением представить кандидатуры арбитражных заседателей в наиболее крупные общественные и профессиональные объединения края, такие как Союз промышленников Алтая, Союз предпринимателей Алтайского края. В связи с тем, что к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, относится большое количество различных категорий споров, связанных с применением банковского законодательства, законодательства о ценных бумагах, о строительном подряде, об энергетике, о страховании, были направлены запросы в институт «Алтайгражданпроект», в Алтайскую академию экономики и права, в Алтайский филиал Всесоюзного заочного финансово-экономического института, в Главное Управление Центрального Банка России по Алтайскому краю, в Региональную энергетическую комиссию, в аудиторские фирмы. К сожалению, процесс формирования списков арбитражных заседателей идет медленно, так как представленные кандидатуры хотя и отвечают практически всем требованиям, однако большинство из них занимается юридической деятельностью на профессиональной основе, т.е. специалистов в области финансов, промышленных технологий, промышленного производства недостаточно. В связи с этим арбитражным судом дополнительно направляются запросы с разъяснениями и предложениями дополнительно представить кандидатуры специалистов в вышеназванных областях.
На 1 июля 2002 года в суде сформирован список из 9 кандидатур на должности арбитражных заседателей, который утвержден на Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 15 августа 2002 года. Однако этого числа арбитражных заседателей явно недостаточно, так как в соответствии с законом численность арбитражных заседателей определяется из расчета не менее двух заседателей на одного судью, рассматривающего дела в первой инстанции. Исходя из количества судей, рассматривающих сегодня гражданско-правовые споры, число арбитражных заседателей должно быть не менее 25 человек.
Профессиональные юристы отмечают, что институт ар-I необходим. Во-первых, арбитражные заседатели делают судебную власть более прозрачной (к чему должна стремиться любая ветвь государственной власти), менее кастовой. Во-вторых, принимаемые с участием заседателей судебные акты более устойчивы: вынесенные не только профессиональными судьями, они меньше подвержены обвинению в предвзятости суда. Арбитражные заседатели к тому же являются еще и специалистами в те отношениях, которые служат предметом спора, разрешаемого с их участием. Следовательно, решение, принимаемо ими совместно с профессиональным судьей, выносится н более высоком профессиональном уровне.
АДРЕС: Г. БАРНАУЛ, пр. Социалистический, 69